Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Классный час в 6 классе

Тема :     « Настоящий друг»

« Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». Ш. Руставели.

Цели: Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях;

Формировать положительную оценку таких качеств как бескорыстие, порядочность;

Воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

 

 

Оборудование

Заготовки из цветной бумаги ( геометрические фигуры для деловой игры), три набора в конвертах.

Три листа белой бумаги, клей.

Цветные кружки по 4 штуки каждого из трёх цветов.

Компьютер, фонограммы детских песен о дружбе ( У дружбы не бывает выходных,  Всё пополам, Дружба крепкая и др. Минусовка песни « Верный друг»).

Выставка  работ учащихся « Мой лучший друг».

Напечатанные слова: знакомый, приятель, товарищ, друг.

Памятка для каждого учащегося « Как научиться дружить?»

Плакат « Настоящий друг, какой он?».

План классного часа

Ход классного часа

До начала классного часа звучит песня « Если с другом вышел в путь».

1.Вступительное слово учителя. Человек – это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живём в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем, с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью ( занятием), испытываем определённые эмоции к этим людям. Как правильно определить отношения между людьми?

2.Сообщение учащегося о значении слов « знакомый», «приятель», «товарищ», « друг». Человек, с которым мы здороваемся при встрече на улице – это знакомый. Человек, с которым ты готов обсудить просмотренный фильм, футбольный матч, прочитанную книгу – это приятель. Человек, с которым тебя объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу – это товарищ. А высшая степень товарищества  - это дружба.

3.Разбор ситуаций. Диалоги друзей. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она даёт человеку. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно, послушайте,  как ведут себя ребята в разных ситуациях и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша. Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит её подруга Маша.

Маша. Гулять пойдешь?

Даша. Да я ещё задачу по математике не решила. Никак не получается! Ещё и сочинение по русскому писать!

Маша. Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать!

Даша. О! Ес! Ты настоящая подруга!

Как вы считаете, можно ли Машу назвать настоящей  подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?

Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

Ситуация вторая. В ней участвуют Антон и Сергей. На  самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ручке закончились чернила.

Сергей. Ой, чернила закончились!

Антон. А у меня запасная ручка есть!

Сергей. Будь другом, дай, а то мне Надежда Анатольевна пару влепит!

Антон. А что ты мне за это дашь?

Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь дежурить за меня всю неделю! Годится?

Сергей. Да ладно, давай уж!

Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? Хотели бы вы иметь такого друга?

Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий друг должен быть бескорыстным.

Ситуация третья. В ней участвуют Гриша и Вова, они друзья. Вова сидит около окна, а Гриша возле двери. Они любят играть в футбол на переменах. Для этого Гриша приносит из дома мячик. Прозвенел звонок с урока.

Вова. Гришка, мячик принёс?

Гриша. Конечно!

Вова. Давай пас!

Гриша. Лови!

Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.

Классный руководитель. Так – так! Кто разбил стекло?

Вова. Это он бросил, я тут не причём!

Классный руководитель. Ты бросил мяч?

Гриша. Ну, я.

Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Ещё и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие!

Вова. Ну что, в футбол будем играть?

Гриша. Да нет, что – то не хочется!

Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы? Хотели бы вы иметь такого друга как Вова?

Мы можем сделать вывод, что друг познаётся в беде.

4. Мозговой штурм. « Настоящий друг, какой он?».

Теперь мы проведём с вами работу, которая называется « Мозговой штурм».Эту работу проводят тогда, когда нужно быстро решить какую – нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания – всё, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова на специально приготовленный плакат.

(Дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, говорит правду, бескорыстный, не бросает в беде, откровенный и т. Д.)

Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом. Примерные ответы детей:

Настоящий друг – тот, кто помогает в трудную минуту.

Настоящий друг – тот, кто говорит правду.

Настоящий друг – тот, кто помогает бескорыстно.

Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.

Настоящий друг – тот, на кого ты можешь положиться, кто не бросит в беде.

Настоящий друг – тот, кто умеет хранить секреты.

5. Интерактивная беседа « Мои друзья».

Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей? Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Все одноклассники не могут быть друзьями, но очень часто бывает так, что самые верные и надёжные друзья – родом из детства. Эпиграфом  к нашему разговору о друзьях будут следующие стихи.

Ученик 1. Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Ученик 2. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,

Будем весело шагать

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

Ученик 3. И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел,

Мы с тобой живём на свете

Для хороших, славных дел.

Дальше следуют рассказы ребят о своих друзьях, используют работы с выставки.

6.Деловая игра «Учимся сотрудничать».

Успех любого дела зависит от того, насколько в коллективе сложились дружеские, товарищеские отношения. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес. И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если у нас будет создана атмосфера дружбы и сотрудничества. Сейчас мы проведём деловую игру. Для этого нам потребуются три команды по три человека. Желающие принять участие в игре достают из конверта, предложенного учителем, цветной кружок. Затем участники игры занимают место за одним из столов. Учитель заранее на каждый из используемых в игре столов прикрепляет кружок определённого цвета. Остальные дети, не занятые в игре, являются экспертной группой. Они наблюдают за работой команд и оценивают позже,  насколько сплоченно работала каждая команда. Суть  игры: нужно за 5 минут собрать и приклеить на белый лист картинку из предложенных геометрических фигур. Все наборы фигур одинаковы. Во время проведения игры звучат детские песни о дружбе.

Испытание закончилось. Команды демонстрируют свои работы. Спасибо всем ребятам за работу. Довольны ли вы своим результатом? Что мешало вам работать? Слово экспертной группе.

7.Формирование памятки « Как научится дружить?»

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу. Нам осталось наметить пути решения очень сложной проблемы: как обрести друзей, как научиться дружить? Эпиграфом к этой работе будут следующие слова.

Ученик 1. Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

Ученик 2.Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Ученик 3.Услышишь ты песенку чью – то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовём.

Далее дети в процессе фронтальной беседы формулируют основные положения памятки, которую предусмотрительный учитель уже приготовил для каждого ребёнка. Но оставил место для записи личных предложений каждого участника разговора. Разговор по этой проблеме можно продолжить позже, на одном из классных часов.

 

Примерный текст памятки « Как научиться дружить?».

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдётся и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба.

 

Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой.

 

Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь.

 

 

Классный руководитель: Кузнецова Н.А.

 

 

Февраль 2011 года.